?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

тала писать комментарий к комментарию в журнале К. Фрумкина. И в какой-то момент поняла, что это уже не совсем комментарий. А вполне себе тянет на полноценный пост, который, разумеется, никто читать не будет, потому что отягощать свой мозг чьими-то рассуждениями, никто не любит.
Итак, что же такое искусство? Первое, что делаешь, лезешь в поисковик со словом искусство и получаешь мильён страниц, на тему искусство. Перепахивать весь этот миллион – дело тяжёлое, да и по большому счёту бесполезное. Даже если и есть в этом миллионе нечто подобное тому, что я сейчас скажу, то легче заново изобрести велосипед, чем отрыть требуемое.
Одно из определений слова искусство у Ожегова: «Умение, мастерство, знание дела.» Да, искусство – это то, что делает человек. Это человеческий труд. Но не всякий, а только уникальный. Итого: искусство – это уникальный человеческий труд.
Все мы когда-то читали работу Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Вот цитата из этой статьи: «Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.»
Ох, «передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов» - это, конечно, Ламарк, не Дарвин. На самом деле племена, в которых было больше искусных мастеров – гениев первобытных ремёсел имели преимущества в борьбе за существование и оставляли больше потомства, которое, да, на генетическом уровне наследовало задатки – предпосылки талантов своих отцов и матерей. Но мало этого, на генетическом уровне в человеке закреплено восхищение уникальным человеческим трудом. Вот оно – зерно последующего развития искусства. Запомним это слово ВОСХИЩЕНИЕ. Именно поэтому мы ходим на выставки, концерты, а, впрочем, и на стадионы.
В определении искусство как уникальный труд, искусство как таковое не вычленено. В искусстве хирурга главное – практический результат его операции, и только на втором месте восхищение коллег мастерской работой. Но произведения искусства как таковые создаются только для эмоционального отклика. Переходный момент между ремёслами и искусством – прикладное искусство, утилитарная функция ещё не утрачена, но ценитель смотрит: достаточно ли искусно сделана эта вещь.
Критерии искусности – это может сделать не каждый, а избранные. Я подхожу на выставке к картине и первое, что я оцениваю, а могу ли я вот так сходу сделать подобное. Может ли любой человек с улицы без всякой подготовки это нарисовать, написать, спеть, станцевать и т.д. Если не может, то это искусство. Другое дело, что, может быть, это произведение мне неблизко, не отвечает моим эстетическим требованиям. Но отрицать, что эта вещь – произведение искусства я не буду.
Но бок о бок с развитием ремесла и искусства развивались всевозможные суггестивные практики, которые, по сути, тоже являлись уникальным человеческим трудом. Знаете ли, не каждому дано пригласить на сцену зрителя дать ему стакан воды, сказать, что это алкоголь, и зритель, выпив воду, оказывается в состоянии опьянения.
И вот что получается, когда эти суггестивные практики заходят на территорию, допустим, изобразительного искусства. Неважно, что будет являться объектом, которое мы назовём произведением искусства, это может быть и чёрный квадрат, и просто пустой холст, с подписью: здесь художник хотел нарисовать автопортрет, и содержимое мусорного ведёрка, и, наконец, кал в баночке, это не важно. Важно другое, эксперты начинают внушать: это не стакан воды, это алкоголь, ты должен опьянеть. И пьянеют. Стоят перед «Чёрным квадратом» и заворожено разглядывают мазки кистью туда-сюда. Нет, это только кажется, что так смог бы каждый. Вот именно так вжик-вжик малярной кистью мог сделать только гений.
Искусство классического вида вычленялось из ремесла. Самые высшие достижения ремёсел, становились искусством, потому что то восхищение, которое они вызывали было ценнее их утилитарной функции.
А многие направления современного искусства являются суггестивными практиками.
И если прежнее искусство делали художники, а эксперты от искусства были на вторых ролях. То в нынешнем искусстве на вторых ролях «художник с ведёрком мусора», а вот на первых искусствоведы с их пиар кампаниями.
Кто такой художник? Художник – это человек, который назвал себя художником. Что такое произведение искусства? Это то, что произвёл художник и назвал произведением искусства. Очень много желающих вот так вот сходу на пустом месте назвать себя художниками. Ан нет, не так всё просто. Без разницы, что ты там рисуешь, ваяешь, главное, кто и как тебя пиарить будет. Стать масс-медийным гипнотизёром – это великое искусство. Не каждому дано.
Работа Пьеро Мандзони "Дерьмо художника " , 23 мая 2007 года один из экземпляров, 30 граммовая баночка, был продан за 124 000 евро на аукционе «Сотбис». Что значит уметь правильно продавать!

А вот несколько определений искусства с ссылками.

1.Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах. Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.
2.Искусство — это любое занятие человека, направленное на создание маловероятных ситуаций, и оно тем более искусное (творческое), чем менее вероятна ситуация, которую оно производит. Вилем Флюссер, немецкий философ

3.Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области[. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
4.Продавать или не продавать. А если продавать, не превратиться ли искусство в бизнес? Сегодня этим вопросом мучаются немногие. Ответ очевиден. Мало того, можно смело утверждать, что искусство это все, что продается!
5.Искусство - это форма насилия над нами.
6.Чёрный квадрат — это не искусство, это бездарность, возведённая в культ.
7.ИСКУССТВО
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
shiro_ki
Dec. 23rd, 2011 04:44 pm (UTC)
"Искусство делать деньги, или Нет более геморроя" (с) - тоже себе определение, по-моему, очень соврисковое :)
leftbot
Dec. 25th, 2011 10:51 am (UTC)
А за Базар пусть Тургень ответит)))))
mak494
Dec. 23rd, 2011 05:19 pm (UTC)
Согласен, что "многие направления современного искусства являются суггестивными практиками".
Если у Вас есть время и желание почитайте вот это http://mak494.livejournal.com/30568.html
leftbot
Dec. 25th, 2011 06:37 pm (UTC)
Я с интересом прочла Ваш пост. Практически со всем согласна.
Одна из задач искусства – сохранять и передавать эмоциональный опыт человечества. Да, именно так.
Нередко обывательски представляют, что искусство – это нечто, собранное в музеях, галереях, на выставках, в театрах, в консерваториях... Более того, то, что находится в музеях, необязательно является искусством. Екатерина Деготь утверждает, что "работа Пьеро Мандзони "Дерьмо художника " хранится в художественном музее и, следовательно, является искусством". Не является. Чудовищный, издевательский перекос. Музыка - стук ложкой по сковородке. Живопись - повесить пустой холст "Автопортрет души". Скульптура - бесформенный крендель из бетона.
Года два назад Жж гудел возмущением. Известного питерского художника Илью Трушевского обвинили в изнасиловании 17-летней девушки. Кстати, заслужено и дали 5 лет. Посмотрела я на его картины из асфальта и плесени, они под стать его деянию.
Если, как пишет мне один из комментаторов этого поста: "искусством может быть ВСЁ ЧТО УГОДНО - но только то, что трогает чувства
конкретного человека", то Чикатило, развешивая внутренности убитых им людей по веткам и кустам, тоже занимался искусством. Он же этими инсталляциями занимался в состоянии восторга и упоения.
Извечный спор о субъективности и объективности в искусстве.
Нет, не всё субъективно. Есть некие базовые, объективные критерии. Вот их я и попыталась нащупать.
k_frumkin
Dec. 23rd, 2011 05:53 pm (UTC)
Ну да, согласен.
Добавьте к колеекции мое опредление:
Искусство- создание предметов, предназначенных для неутилитарного созерцания.
leftbot
Dec. 24th, 2011 09:38 am (UTC)
Созерцания? Да скорее уж использования.
Но ведь я не об этом.
1. Существует эволюционный, видоформирующий фактор, давший начало развитию искусства - восхищение людей уникальными достижениями их талантливых сородичей.
2. Искусство - уникальный труд. Этим не исчерпывается определение искусства, но это базовое. Если изъять из понятия искусства уникальный труд, то тут же надо подставить подпорки суггестивных пиар-технологий. "Смотри мне в глаза, это не чушь собачья, это великое искусство. Повтори, великое искусство!"
(no subject) - k_frumkin - Dec. 24th, 2011 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 25th, 2011 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Dec. 25th, 2011 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 25th, 2011 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Dec. 25th, 2011 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 25th, 2011 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Dec. 25th, 2011 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 25th, 2011 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_i_n - Dec. 26th, 2011 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 28th, 2011 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - v_i_n - Dec. 28th, 2011 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 28th, 2011 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - v_i_n - Dec. 28th, 2011 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 28th, 2011 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - v_i_n - Dec. 28th, 2011 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 28th, 2011 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - v_i_n - Dec. 28th, 2011 02:31 pm (UTC) - Expand
const0000
Dec. 23rd, 2011 10:50 pm (UTC)
из п.3 даже сходил по ссылке.
уж, подумал, не я ли эжто сказал :)))
оказалось - педевикия ;)
бывает...
но у них там - мыслею по древу...
без соли.
на мой взгляд :))
хотя, да, я тоже считаю искусство - способом познания. одним из. и не более того. и не менее :))
как-то так - http://ru-philosophy.livejournal.com/194387.html ;)
leftbot
Dec. 24th, 2011 08:55 am (UTC)
Сходила по ссылке, с интересом почитала дискуссию, хотя многие каменты были почему-то удалены.
Но ведь я не о том, для чего искусство. Я о том из чего оно. Да, из игровой и трудовой деятельности. Но был ещё один фактор, на который почему-то не обращают внимания. На генетическом уровне в человеке закреплено восхищение, получение удовольствия, испытывание гордости, когда он наблюдает, созерцает, отслеживает уникальные достижения другого человека.
Одна обезьяна научилась камнем колоть орехи. Другая заметила, и переняла её опыт. Но вот восторга и благоговения перед первопроходцем не испытала.
А человек испытывает что-то вроде этого. Юмор, конечно. И тем не менее.
Признание, одобрение соплеменников - это один из факторов, поощрявший мастера совершенствоваться в своём занятии. И копья становились прочнее, и ножи острее, а вот уже и колесо изобретено. Какое отношение это имеет к искусству? В какой-то момент от сугубо трудовой деятельности отделилась деятельность для демонстрации уникальных возможностей. Потому что восторг перед возможностью человеческого гения тоже дорогого стоит.
И любое проявление человеческого разума - это познание окружающего мира.
(no subject) - const0000 - Dec. 24th, 2011 09:38 am (UTC) - Expand
krajn
Dec. 24th, 2011 07:31 am (UTC)
Два моих определения:

1. Синтез Разума, Души и Веры.
2. Рассказать, что...
---
Поскольку текст Ваш искренний, от души, постольку мне и любопытно - как это Вы об эволюции и развитии (и об искусстве) с биологической точки зрения поговорили, а деградацию и вырождение как процесс проигнорировали?
leftbot
Dec. 24th, 2011 09:22 am (UTC)
Сергей, регресс и деградация всегда были и будут. Если в каком-нибудь человеческом сообществе, эти две вещи достигнут точки невозврата, ну распадётся сообщество, сгинет нация. И её место займут другие человеческие племена, у которых ни этика, ни эстетика, ни верования не поощряют самоубийственное поведение: алкоголизм, наркоманию, половую распущенность и бесконтрольный фанатизм любого толка.
(no subject) - krajn - Dec. 24th, 2011 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 25th, 2011 09:54 am (UTC) - Expand
v_i_n
Dec. 26th, 2011 05:15 am (UTC)
Елена, биологию не трогаю, сейчас некогда, а вот за это - *легче заново изобрести велосипед, чем отрыть требуемое* - СПАСИБО!
Вы многое мне объяснили!
okeandum
Dec. 27th, 2011 01:23 am (UTC)
искусство – порок бездельников с сотней оправданий
leftbot
Dec. 27th, 2011 05:07 am (UTC)
вот из-за таких, как ты, мамонтов не осталось. Вместо того, чтобы зверя на стенке рисовать, убивали животных.
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 27th, 2011 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 27th, 2011 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 27th, 2011 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - leftbot - Dec. 27th, 2011 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - okeandum - Dec. 27th, 2011 06:40 am (UTC) - Expand
avgustovich
Jan. 12th, 2012 06:03 pm (UTC)
У Татьяны Толстой есть очерк про Черный квадрат. И про все эти современные дерьмомашины вместо искусства. Очень интересно.
Щ, поищу...
Вот:
http://www.staratel.com/pictures/malevich/blsquare_tolstaya.htm
( 47 comments — Leave a comment )