?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Графоман.

Этот пост будет о графомании. Но начну его очень издалека. Из такого далёкого далека, что поначалу будет неясно, как я вернусь к теме.
Итак, в одной из книг Конрада Лоренца был такой момент, автор ссылался на работу молодого русского биолога. Биолог занимался проблемой сна. Грубо говоря, не давал крысе спать продолжительное время. И брал кровь на анализ на разных стадиях бессонницы и восстановления. Но этот биолог в назидание тем, кто надумает повторить его опыты, сделал приписку, что ни в коем случае крысу после долгого отсутствия сна нельзя отправлять обратно в общий террариум, да будь она там хоть трижды альфа, убьют соплеменники. Мол, проверено опытным путём. Но Лоренц усмотрел в этом свою, этологическую проблему. Болен, не можешь себя защитить? Всё! Покойник. У крыс так. «Падающего толкни!» Видимо, Ницше тоже на крысах изучал проблему.
И думала ли я, что однажды встречу этого самого молодого русского биолога. Ну уже не молодого, а совсем даже профессора, доктора биологических наук NN. Нет, я конечно, знаю и имя, и отчество, и фамилию, и даже домашний адрес с телефоном. Но по понятным причинам я не буду всё это озвучивать.
Когда резко меняется вера, вчера двумя перстами крестились, а сегодня велят тремя, то кому-то на это наплевать, да хоть пятью. Но всегда найдутся староверы, для которых идеи не флюгер, и не хрен собачий. А потому, когда всё обвалилось, первые живенько повыкидывали свои партбилеты, а вторые сплотили поредевшие ряды. И стали хоть что-то делать в меру бессмысленное для восстановления Советской Власти. А вот хотя бы газету издавать с потрясающе оригинальным названием «Коммунист Васильевского острова». Ну и содержание тоже под стать, вот не то, чтобы совсем про захват мостов, телеграфа и «Авророй» по Эрмитажу. Но в этом направлении. Главным редактором этой газеты был тот самый NN, упомянутый некогда Конрадом Лоренцом, а его заместителем (заместителем NN) мой муж. Ну и ещё пара-тройка людей, убеждённых коммунистов и верных ленинцев. Я же в сие издание поставляла кроссворды собственного изготовления. И тогда, это не теперь, когда комп.программа сама за три секунды рисует сетку и словами заполняет. А тогда всё самолично, ручками и Энциклопедией.
Но когда я просматривала первый номер «Коммуниста Васильевского острова», то пальцем ткнула в нечто и спросила мужа:
— Что это? Как оно здесь оказалось?
— Ну ты же видишь, басня. Автор NN. Он же главный редактор.
Поначалу мне показалось, что это какое-то недоразумение. Верстали номер, осталось место — ну и сунули эту невнятицу. Так вот нет. Практически не было номера без басни NN, или без его же рифмованного памфлета, или что-либо назидательного опять-таки в рифму (или в то, что автору кажется рифмой). И более косноязычной жути было трудно придумать.
У меня нет этих газет. После смерти мужа всё выкинула. Не люблю лишний хлам. Хотя, полагаю, у самого NN все экземпляры есть. Совершенно случайно в бумагах мужа осталось стихотворение NN «Студенчеству» и даже с авторской правкой от руки. Вот оно:

Студент — не амфора, не глиняный сосуд,
В который знания всё льют да льют,
Студент, что факел, только бы гореть
И пламенем своим сердца согреть.
Светить всегда, светить везде,
С мечтою о космической звезде...
Но окунись в реальный мир.
Вокруг чума, а у буржуев пир.
Нас грабят уж который год,
И гибнет, разлагается народ.
Проснись, студент, доколе ждать,
За стариков твоих, отца и мать
Не ты ли должен постоять?!
Уж близок день, рабочие опять
За честь и равенство поднимут знамя.
Так кто ты, глиняный сосуд или народа пламя?!


Ещё раз уточню. Этот стих написал не полуграмотный упёртый дедок, а профессор, доктор биологический наук. Хотя упёртости NN не занимать.
Муж верстает очередной номер «Коммуниста Васильевского острова» и просит меня, чтобы я позвонила NN. Потому что одна строка в его басне в три раза длиннее других. В лучших традициях Ивана Крылова NN свои басни писал хромым ямбом. Хотя мой муж ядовито замечал, что этот ямб не хромой, а на инвалидной коляске. И как-то ему тяжело с NN говорить о его поэзии. Он мне делегировал эти обязанности. Звоню я NN, чтобы испросить разрешения поделить длинную строку на три части, а то в газете много места пропадает. Звоню, и к трубке подходит жена NN. Я, не подозревая об их семейных конфликтах, передаю просьбу моего мужа для её мужа. И тут началось. Возможно, в моём голосе и была какая-то ирония. Но издеваться и в мыслях не было. Оказывается жена NN — кандидат филологических наук. А стихописание её мужа — это позор семьи. Но она ничего с этим поделать не может. Что её муж психически неадекватен, что над ним, пожилым, умным, уважаемым человеком смеются студенты...
— Да ладно, — говорю, — какие студенты приобретают «Коммуниста Васильевского острова»?
— Те, которым он вашу газету раздаёт со своими автографами. Да делите вы эту строку хоть на три, хоть на пять частей, хоть вообще выкиньте. Ну вы-то меня понимаете. Я пригласила в гости известного, уважаемого литературного критика ХХ. Мы вдвоём пытались доказать NN, что то, что он пишет — графомания. У нас не получилось. И ХХ потом сказал мне, что тут не литературный критик нужен, а психиатр.
Ну и так далее, и тому подобное. И получилось, что я, сама того не желая, в доме повешенного заговорила о верёвке.
о Хвостове
Был такой добрый умный и сострадательный человек — граф Хвостов. Но в историю он вошёл как бездарнейший поэт-графоман. На свои деньги он издавал свои стихи. Дарил сборнички всем желающим и нежелающим. Разъезжал по постоялым дворам и там оставлял свои книжки, в надежде, что кто-нибудь их прочтёт. А ещё он был женат на племяннице полководца Суворова и был с ним дружен. Суворов всячески помогал ему в карьере.
Из Вики: «По ходатайству Суворова в 1795 году Екатерина II пожаловала Хвостова званием камер-юнкера. Известен анекдот, согласно которому кто-то посетовал в присутствии государыни, что Хвостову не следовало носить этого звания, на что она ответила: «Если б Суворов попросил, то я сделала бы его и камер-фрейлиной». Поэт сам занёс этот анекдот в записную книжку с примечанием: «Так Великая умела чтить волю Великого!»
Когда граф Хвостов пришёл к умирающему Суворову попрощаться, тот сказал ему: «Митя, ты доброй души человек, но не пиши, брат, стихов. Охота быть тебе посмешищем!». Надо ли пояснять, что Митя и не подумал исполнить предсмертную просьбу своего великого свояка. Стихописание сильнее доводов разума.
И что же это за великая болезнь? Есть ли в МКБ-10 для неё какой-никакой пунктик? Думаю, больше всего сюда подходит обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). И если сравнить графоманию и hoarding, патологическое накопительство или синдром Плюшкина, то есть некоторое сходство. Человек неадекватно относится к вещам, он не ощущает разницы между нужным и ненужным, полезным и вредным, плохим и хорошим. Но сам акт приобретения вещи (неважно как, безмозглый шопинг или копание в помойке) доставляет ему почти наркотическое удовольствие. Так и в графомании тоже самое: любое написанное стихотворение вызывает эйфорию. И не только у графоманов. Просто неграфоман, вернувшись потом к написанному, может трезво оценить уровень произведения. А графоман не может. Да и вообще считает все оценки подобного рода субъективными. И мало того, нет такого рифмованного мусора, чтобы хоть кому-нибудь да не понравилось. А раз есть ценители, то отчего же вы говорите, что стихи плохи?
Поэт отличается от графомана, как коллекционер от Плюшкина. Хотя для многих что коллекционер, что Плюшкин — оба идиоты. И столь же лестно многие думают о поэтах и графоманах, не делая между ними существенной разницы.
Однако кандидату филологических наук удалось то, что не получилось у генералиссимуса. Я со «Студенчеством» пошарила в сети, полагая, что это стихотворение приведёт меня ко всему рассаднику, под каким бы псевдонимом он не оказался. Но нет, фокус не удался. Монографии NN в сети есть, читай — не хочу. Стихов нет. Проконтролировала-таки жена мужнину жажду поэтической славы. Нет в сети возле имени доктора биологических наук корявого рифмованного ужаса. И даже под псевдонимом нет. Но сам бы он на такой подвиг самоотречения не сподобился.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
rybnet
Nov. 14th, 2017 04:08 pm (UTC)
Маяковский чувствуется...)
А вы с Поэзией Питирима Волочкова не сталкивались, случайно?)
leftbot
Nov. 14th, 2017 04:36 pm (UTC)
С Вашей подачи пошла и столкнулась. Да, графомания. Но поэт утверждает, что Бог гласит его устами(с). Нам негоже спорить с ним, он епископ Питирим.
(no subject) - rybnet - Nov. 14th, 2017 04:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 12:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 02:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 02:28 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - rybnet - Nov. 16th, 2017 02:45 pm (UTC) - Expand
maiorova
Nov. 14th, 2017 04:19 pm (UTC)
Но ведь у Хвостова бывали удачные строки. Это и Тынянов обыгрывал, когда все раскрывают книгу Хвостова где попало и читают особенно позорные стихотворения -- а человек, который благосклонен к Хвостову, как по волшебству, находит дельное.
leftbot
Nov. 14th, 2017 04:31 pm (UTC)
Была такая поэтесса Ксения Некрасова. Она была психически не вполне здорова: эпилепсия и, видимо, как бы теперь сказали, синдром аспергера. Она написала целую наволочку стихов. На ней же и спала. Но поэтессой её сделал Илья Сельвинский. Он прочёл содержимое наволочки. Нашёл жемчужные зёрна и сделал из них маленький, но талантливый сборник стихов. Вот так появилась поэтесса Ксения Некрасова.
livejournal
Nov. 14th, 2017 05:40 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sascha_tiptop
Nov. 14th, 2017 05:51 pm (UTC)
Хорошо и интересно очень к месту анекдот.
leftbot
Nov. 14th, 2017 05:58 pm (UTC)
Когда приедешь, расскажу тебе подробнее. Интересный человек, на самом деле.
seventh_s
Nov. 14th, 2017 06:28 pm (UTC)
Приведённый стишок хорошо смотрелся бы в пионерской стенгазете )) И отчаяние супруги NN не удивляет, наверняка остальные вирши были того же толка. Но вообще с поэзией всё непросто. Вот, например, Введенский
http://rupoem.ru/vvedenskij/kon-stepnoj-bezhit.aspx
Вынуждена была с ним близко познакомиться и даже принять всей душой ради Леонида Фёдорова, который положил многие стихи Введенского на свою гениальную музыку. Принять-то смогла, а вот понять... )) А некоторые ведь очень даже понимают! В общем, повторюсь, в этой области с гениальностью и графоманией как-то совсем непросто всё. Грань тонка.
leftbot
Nov. 14th, 2017 06:39 pm (UTC)
Стихи Введенского не банальны и не больны косноязычием. Они шизофреничны. Близки ли они мне? Нет. Но утверждать, что это графомания, я не буду.
(no subject) - seventh_s - Nov. 14th, 2017 06:51 pm (UTC) - Expand
rezerved
Nov. 15th, 2017 02:36 am (UTC)
По моему скромному разумению, современность обогатила историю гораздо более ярким примером графомании, чем граф Хвостов. Это Гуцериев Михаил Сафарбекович. Если заглянуть в Википедию и попытаться хоть приблизительно представить количество денег, вложенных им в "раскрутку" своих произведений, а потом оценить результат, то... ну, вот мне даже жалко его стало))
leftbot
Nov. 15th, 2017 09:09 am (UTC)
Граф Хвостов - это история. Если Пушкин - начало русской поэзии и современного русского языка. (Всё-таки поэтический язык Державина, а уж тем более Сумарокова, архаичен.) То Хвостов был первым среди графоманов.
А Гуцериев Михаил Сафарбекович - богатое недоразумение. За те деньги, что он потратил на раскрутку своих стихов, мог бы нанять литературных негров, чтобы под его именем хорошие писали, если ему уж так позарез нужна слава стихотворца.
(no subject) - rezerved - Nov. 15th, 2017 10:50 am (UTC) - Expand
krajn
Nov. 15th, 2017 03:15 am (UTC)
Повторю свой давний комментарий:

Тот же НИ (архитектор, историк, крупный фалерист союзного значения), про которого я писал как-то:
- Долго и нудно читал за праздничным столом свое стихотворение про маленькую девочку, которая зимой плакала на кладбище у свежей могилки матери. Стихотворение заканчивалось словами "...пожалела ее и взяла к себе жить". Видя вокруг унылые и озадаченные морды НИ махнул рукой на нас - дураков и пояснил: "Замерзла нахуй". И - без паузы продолжил рассказ про Гангут, при котором рот у слушающего раскрывается сам собой и все вокруг перестает существовать.
leftbot
Nov. 15th, 2017 09:24 am (UTC)
стихотворение про маленькую девочку, которая зимой плакала на кладбище у свежей могилки матери - тема переслащена сентиментальностью. Но в принципе, если отжать лишние слёзы и сопли, с темой управиться можно, чтобы вышло не тошнотворно.
А интересно, сколько теперь могут стоить брежневские ордена и медали, его личные?
(no subject) - krajn - Nov. 17th, 2017 02:00 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - krajn - Nov. 16th, 2017 04:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - krajn - Nov. 17th, 2017 02:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - krajn - Nov. 18th, 2017 04:30 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
leftbot
Nov. 15th, 2017 07:37 pm (UTC)
А ведь я её понимаю. Допустим, некто фальшиво поёт. Кто-то этого даже и не заметить. Кто-то заметит и слегка поморщится. Но бывает так, что у человека абсолютный музыкальный слух, и он просто не может слышать фальшивые ноты. Ему плохо от этого. Физически плохо - тошнить начинает. Он простит компаньона не петь в его присутствии. И получает в ответ: "А почему я не должен петь, если мне нравится петь?"
Если бы графоманы писали свои тексты себе в стол. Но нет, их песни должны слышать все. А если кого-то тошнит, это его проблемы.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - leftbot - Nov. 16th, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - krajn - Nov. 16th, 2017 04:55 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
( 43 comments — Leave a comment )