leftbot (leftbot) wrote,
leftbot
leftbot

Category:

Пробелы и паузы


пробелписьменной речи есть спасительные пробелы. А в устной-то, в устной-то что есть?» 37:50 А в устной речи есть паузы, ударения, интонации, повышение и понижение голоса, логические ударения и т.д. Да, конечно, паузы не между словами, а между языковыми блоками. Поехали по дороге — три слова, но два языковых блока.
Однажды мне наглядно (наслушно))) показали, что происходит, если не делать паузу между языковыми блоками, не выделять ударные слоги в словах и, разумеется, никаких логических ударений. Гнать стихотворный текст, как Усэйн Болт стометровку. И мало этого, всё-таки делать паузы, но не там, где они потребны по смыслу, а там, где потребовалось вдохнуть или выдохнуть.
Обычное занятие в Лит.объединении, я руководитель. Чтение по кругу, каждый читает одно стихотворение. Очередь дошла до новенькой девушки. Нервная, застенчивая. Сперва она отказывалась вообще что-либо читать, но потом, порывшись в своих бумагах, достала листок и погнала. Если при нормальном чтении четверостишия, (допустим, 4-стопный ямб) на него уходит от 10 до 16 секунд (можно и на 20 подвывать), так вот девушка (я знаю её фамилию, но не здесь же озвучивать) протараторила текст, как потом выяснилось, из 5 четверостиший где-то за полминуты. Под конец запыхалась, и последняя строчка была такой: «инитимо́ра синемо́й». Я осторожно поинтересовалась, на каком языке написано это стихотворение. Нет, это был не риторический вопрос, просто до того у нас на заседании речь зашла об Ингерманландии, и девушка сказала, что родной язык её бабушки — вепский. Поэтесса удивлённо пробормотала, что по-русски. Но так как моему вопросу не удивился никто из слушателей, то я поняла, что не одна я такая непонятливая.
— Повторите, пожалуйста, последнюю строчку стихотворения.
Девушка растеряно повторяет:
— инитимо́ра синемо́й.
Я прошу сделать это ещё раз, и ещё раз получаю тот же результат. Мозг плавится от шарады: кто такой нитимо́ра? И чем этого японца привлекла синема́ в творительном падеже? Я беру из рук девушки листок с текстом. Пять четверостиший, 4-стопный ямб, про погоду и природу, безукоризненная орфография и синтаксис. А вот и последняя строка стихотворения:
— И нити мороси немой…
Я несколько раз рассказывала эту историю устно. Устно она выглядит более убедительно.
Мораль басни такова: можно взять любой текст, и одним только неправильным чтением изувечить его до неопознаваемости языка, на котором написан этот текст. Поэкспериментируйте и вы в этом убедитесь. «мойдядяса мыхче сныхпра вил»
И ещё. Хоть умные люди и пишут: «Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи». А «центр Брока́ отвечает за работу моторной организации речи, преимущественно связанной с фонологической и синтаксической кодификациями». Но человек грамотный и человек неграмотный (нет, не тот, кто на письме ошибки делает, а вообще неграмотный), говорящие на одном и том же языке — говорят на разных языках. И языковые блоки у них разные. В конце концов, алалия, дислексия и дисграфия — разные недуги, следовательно, и изъяны в мозгу разные и/или в разных местах.
Ну и конечно, "не в свои сани не садись" — не одно слово, а один языковой блок, но для тех, кто понимает эту идиому. Два, а, может быть, и три — для тех, кто понимает эту фразу буквально.
Tags: видео, поэзия, психология
Subscribe

  • Урожай картофеля

    Как-то так совпало, что в июне окончательно погибли в двух горшках два цветуёчка. И я с досады скинула в освободившуюся тару картофельные очистки с…

  • Горе с горячей водой

    Ищу причинно-следственную связь между покупкой новой мочалки и отключением горячей воды. Не может же это быть простым совпадением. Вчера приобретена…

  • свобода слова

    Было время, когда для того, чтобы говорить иные вещи, надо было иметь или право, или силу, или безрассудство. Но так было прежде. А ныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments