Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Гусар

Борис Годунов

пустота 3* * *
Холодный воздух, как тисками, сжат.
Убогие дворы в лиловой хмари.
Борис бормочет: «Подлые бояре!
Их приструнить и припугнуть княжат!
Ишь холуи себе нажрали хари,
И каждый шаг мой зорко сторожат.
Смерть Дмитрия — кровавая межа.
И я уже готовлюсь к божьей каре».
Глядит в окно, глазами трёт простор,
Но каждый шорох может быть опасным.
Вдруг тяжкий грех окажется напрасным,
И не взойти Борису на престол.
Тоска скользит змеиными кругами,
Как юркая река меж берегами.


зАставка
Юность

Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить

Значимые литературные произведения имеют либо историческую ценность, либо эстетическую, либо и то и другое в одном флаконе. Последнее, разумеется, вариант идеальный.
Сыну (9 кл.) задали выучить стихотворение. Какое, спрашиваю? "Да, памятник!" "А-а! "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа." "Нет, не это." "Как это?" Ну да, Державин. Учить наизусть.  А сама-то она это наизусть знает? Видимо, училке очень хочется, чтобы как можно больше народу возненавидело поэзию.
Я ничего не имею против Державина. Стихотворение НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ МЕЩЕРСКОГО "Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает..." я знаю наизусть.
Но Державинский "Памятник" на порядок слабее Пушкинского и имеет только историческую ценность. Прочитали, разобрали, выяснили: кто такая Фелица? И почему Державин суёт её во все дыры, в смысле, в стихи? Попытались запомнить фамилию Гораций. Оказывается, он первый себе нерукотворный памятник воздвиг, другие потом подсуетились.
Разобрали эпитет "забавный" в строке "Что первый я дерзнул в забавном русском слоге...". По нынешним временам забавным кажется украинский язык. Вот и сопоставьте. Но зачем же  Державинский тягомотный "Памятник" надо учить наизусть?
С училкой объясняться? - Себе дороже. Она мне объяснит, что для моего балбеса ничего не представляет эстетической ценности, кроме "Умы Турман", которых он у неё на уроке в наушниках слушает.
Пусть ставит двойку. Одной больше, одной меньше. У моего солнушки на этой почве неврозов не возникает. Ему всё по барабану и его окрестностям.

Внучки

Ретро

 Рассказала мне эту маленькую историю соседка, Яковлева Клавдия Борисовна. Она со старшей сестрой Лизаветой жила в соседней комнате огромной питерской коммуналки на 2 линии Васильевского острова. В 53 доме, он ещё назывался банный двор.
Пришлось к слову. К ним должен был приехать на Новый 1968 год младший брат Николай с женой и дочками. И тётя Клава вспоминает, как в 1909 году он родился. В 1903 родилась Лиза, в 1905 родилась сама она, Клава. А потом родился мальчик. Покричал по ночам, до года не дожил и умер. А потом другой мальчик. Тоже покричал и тоже умер, не дожив до года. А потом родился Коленька. Кричит по ночам, спать мешает. И вот четырёхлетняя Клавдя проснулось ночью от криков младенца. Села в кроватке вся такая недовольная. И спрашивает у матери:"Мам, а этот когда помрёт?" Ну и огребла от матери хорошую оплеуху. И разревелась погромче младенца. А Лизка её под одеяло затянула, к себе прижимает, успокаивает и ругает:"Ты что, такое маме говорить!" Постарше всё-таки, потолковее. Но вот Коленька как раз и выжил. Мать потом часто вспоминала эту историю. Вроде как Клавдя благословила его на жизнь своей глупой детской выходкой. Другое было время. Другое отношение к жизни и смерти. И жизни и смерти боялись меньше, чем теперь.
В 2003 у меня появилась старшая внучка, в 2005 - младшая. Вот они - сто лет.